Классификация дефектов зубных рядов по Кеннеди: таблица классов и подклассов

Классификации дефектов зубных рядов по Кеннеди и Гаврилову, причины возникновения патологий и профилактика

Дефекты зубных рядов — патологии строения зубной дуги ввиду отсутствия одного или нескольких зубов. Подобного рода изъяны не только нарушают общую эстетику внешнего вида человека, но и наносят существенный вред челюстно-лицевой системе. Из-за дефектов зубных рядов человек способен испытывать постоянный дискомфорт во время разговора, приема пищи. Помните: чтобы избежать неприятных последствий, важно вовремя обратиться к дантисту.

Причины возникновения патологий зубных рядов

Существует множество причин, по которым возникают дефекты зубов. Среди них мы выделим следующие:

  • наследственная предрасположенность,
  • заболевания генетического характера,
  • начало кариеса,
  • разнообразные повреждения, полученные из-за травм челюсти,
  • проблемы с эндокринной системой,
  • развитие инфекций,
  • вторичные патологии (проявляются, если не было своевременного лечения),
  • воспалительные процессы в полости рта,
  • пародонтоз,
  • большие задержки в прорезывании зубов,
  • новообразования в полости рта.

Симптоматика

Дефекты зубных рядов имеют свою симптоматику. Если не взяться за лечение вовремя, то этот изъян может только усугубиться. Итак, перечислим основные симптомы:

  • трудности с пережевыванием пищи,
  • некорректный прикус,
  • искажение формы зубной дуги,
  • проблемы с произношением слов,
  • изменение костей челюсти.

Вследствие неодинакового давления на зубные дуги возникает сильный сдвиг: от областей с высокой нагрузкой к зонам, которым нагрузки не хватает. Как следствие, появляются атрофические изменения.

Скорректировать этот недостаток возможно лишь с помощью своевременного протезирования. Данной областью медицины занимаются стоматологи-ортопеды. Актуальные технологии, методы лечения и высококачественные материалы помогут пациенту справиться с проблемой.

Выделяют включенные изъяны, когда по обеим сторонам от имеющегося дефекта сохраняется ряд зубов, то есть дефекты находятся посреди зубного ряда. В этом варианте врач ставит мостовидный протез («мост»). Если же дефект дистальный, то он располагается за клыками и заметен с одной или двух сторон. Тогда изъяны реально заменить съемным протезом.

Классификация

По Кеннеди

Впервые попытку классификации дефектов предпринял стоматолог из Соединенных Штатов Америки Эдвард Кеннеди в 1923 году. Она проста для восприятия и запоминания. Классификация дефектов по Кеннеди имеет четыре класса и три подкласса.

Первый класс — жевательных зубов нет с обоих краев. Каковы разновидности первого класса? Перечислим:

  1. зубов нет не только по бокам дентального ряда, но и еще в какой-либо зоне,
  2. отсутствие зубов в двух местах,
  3. отсутствие зубов в трех местах.

Основополагающий вариант выбора протеза для исправления изъянов 1-го класса — лабильное крепление. Появится возможность установить недостающие зубы, чтобы образовать цельный зубной ряд. Второй класс — утрата дистальной опоры, односторонний дефект зубного ряда. Разновидности такие же, как и в 1-м классе. Наиболее удобный способ исправления — установить фиксирующий протез со стороны здоровых зубов, а с края, где расположен изъян, — крепление лабильного типа.

Третий класс — включенный дефект в отделе сбоку, но дистальная опора сохранена. Разновидности здесь те же, что и в вышеназванных вариантах. Лечить подобный тип рекомендуется посредством мостовидного протеза и опорных кламмеров.

Четвертый класс — включенный дефект зубов во фронтальном отделе, отсутствие резцов или клыков в передней части. Этот класс разновидностей не имеет. Наилучший вариант лечения — аналогичный, как и в третьем случае.

Если линия зубов имеет одновременно несколько изъянов, ее приписывают к наименьшему по порядку классу. Таким образом, классификация зубных рядов по Э. Кеннеди имеет свои недостатки. Скажем, отсутствие нескольких зубов сбоку с одной стороны и с обеих сторон следует приписывать к одному классу, что может вызвать путаницу и негативно повлиять на план протезирования. Так или иначе, эта система считается «классикой» в ортопедической стоматологии.

По Гаврилову

Данная система была усовершенствована в СССР Евгением Ивановичем Гавриловым, советским ученым, доктором наук в области медицины. Он предложил усовершенствованную классификацию дефектов зубных рядов. Она включает в себя следующие разновидности дефектов:

  • отсутствие жевательных зубов с правой или с левой стороны,
  • включенные дефекты зубного ряда – боковые с одной и двух сторон, а также фронтальные,
  • нет нескольких жевательных зубов, но есть замыкающие зубы с одной стороны,
  • нет нескольких моляров, но сохранились дистальные опоры с двух краев,
  • нет нескольких клыков или резцов,
  • комбинированные дефекты зубов,
  • одиночно сохранившиеся зубы, практически полная адентия (рекомендуем прочитать: адентия: что это такое, как живут без зубов?).

Как мы видим, классификация Е. И. Гаврилова представляется более понятной и подробно описанной. Большинство стоматологов пользуется настоящей структуризацией, чтобы подобрать наиболее оптимальный протез для пациента. При описании диагноза врач непременно должен указать классификацию, которой он пользовался: по Кеннеди или по Гаврилову.

Профилактические меры

Как предотвратить появление изъянов? Профилактические меры таковы: крайне важно следить за гигиеной полости рта, регулярно проходить осмотр у стоматолога, мгновенно реагировать на образовавшиеся дефекты и устранять их, чтобы не допустить дальнейшего развития. Главное — вовремя проявить заботу о своем здоровье. Однако лучше всего не запускать ситуацию до такой степени, что приходится удалять зуб. Если дефект невозможно вылечить, то обращайтесь к врачу: он проведет осмотр и предложит наилучший вариант зубопротезирования.

Кеннеди (1925) предложил классификацию дефектов зубных рядов, которую следует рассматривать в настоящее время, как международную

Все зубные ряды с дефектами по данной классификации делятся на четыре класса (Рис. 1):

Первому относятся зубные дуги с двусторонними концевыми дефектами.

Второму – зубные дуги с односторонними концевыми дефектами.

Третьему – зубные рябы с включенными дефектами в боковом отделе

Четвёртому – включенные дефекты переднего отдела зубной дуги.

При пользовании классификацией Кеннеди могут возникнуть трудности, когда в зубной дуге имеется несколько дефектов. В подобных случаях Кеннеди рекомендует следующее правило. Если в дуге имеется несколько дефектов, относящихся к различным классам, то зубную дугу следует отнести к меньшему по порядку классу.

I класс по Кеннеди

IV класс по Кеннеди
III класс по Кеннеди
II класс по Кеннеди

Рис. 1. Классификация дефектов зубного ряда по Кеннеди, а по Applegate пятое правило его применения.

Так, например, в случае, когда на челюсти остались только премоляры, имеются дефекты, которые можно отнести к первому и четвертому классам. В этом случае, согласно данному требованию, зубная дуга относится к первому классу. При отсутствии фронтальных и боковых жевательных зубов с одной стороны в дуге имеются изъяны четвертого и второго класса. В этом случае зубной ряд относится ко второму классу.

Классы имеют подклассы. Как определить подкласс? – Количество включенных дефектов определяет номер подкласса, исключая основной класс. Например, в выше указанных случаях на челюсти в первом случае первый класс, первый подкласс, а во втором – второй класс, первый подкласс.

Applegate (1954) дополнил классификацию Кеннеди, предложив 8 правил ее применения.

1. Определение класса дефектов не должно предшествовать удалению зубов, так как это может изменить первоначально установленный класс дефекта (Рис.2).

2. Если отсутствует третий моляр, который не должен быть замещен, то он не учитывается в классификации (Рис.3).

3. Если имеется третий моляр, который должен быть использован как опорный зуб, то он учитывается в классификации (Рис.4).

4. Если отсутствует второй моляр, который не должен быть замещен, то он не учитывается в классификации (Рис.5).

5. Класс дефекта определяется в зависимости от расположения беззубого участка челюсти (Рис.1).

6. Дополнительные дефекты (не считая основного класса) рассматриваются как подклассы и определяются их количеством

7. Протяженность дополнительных дефектов не рассматривается; учитывается только их число, определяющее номер подкласса.

8. У IV класса нет подклассов. Беззубые участки, лежащие кзади от дефекта в области фронтальных зубов, определяют класс дефекта (Рис.9)

Рис.2. Первое правило Applegate – определение класса дефектов не должно предшествовать удалению зубов, так как это может изменить первоначально установленный класс дефекта. Так, если второй моляр слева на верхней челюсти будет удален, то это II класс – протезирование съемным протезом. В случае, если после рационального лечения этого зуба его можно использовать для протезирования, то это III класс по Кеннеди – протезирование мостовидным несъемным протезом.

I класс по Кеннеди на нижней челюсти

II класс по Кеннеди на нижней челюсти

Рис.3. Второе правило Applegate – Если отсутствует третий моляр, который не должен быть замещен, то он не учитывается в классификации.

Рис.4.Третьеправило Applegate – если имеется третий моляр, который должен быть использован как опорный зуб, то он учитывается в классификации. В данном случае, это III класс I подкласс по Кеннеди на верхней челюсти. Восстановление целостности зубного ряда проведено мостовидными протезами.

I класс по Кеннеди на нижней челюсти

II класс по Кеннеди на нижней челюсти

Рис. 5.Четвертоеправило Applegate – Если отсутствует второй моляр, который не должен быть замещен, то он не учитывается в классификации

I класс по Кеннеди

I класс 4 подкласс по Кеннеди
I класс 3 подкласс по Кеннеди
I класс 2 подкласс по Кеннеди
I класс 1 подкласс по Кеннеди

Рис. 6. Подклассы I класса дефектов зубных рядов по Кеннеди (шестое и седьмое правило Applegate)

II класс 4 подкласс по Кеннеди
II класс 3 подкласс по Кеннеди
II класс по Кеннеди
II класс 1 подкласс по Кеннеди
II класс 2 подкласс по Кеннеди

Рис. 7. Подклассы II класса дефектов зубных рядов по Кеннеди (шестое и седьмое правило Applegate).

III класс по Кеннеди
III класс 4 подкласс по Кеннеди
III класс 3 подкласс по Кеннеди
III класс 2 подкласс по Кеннеди
III класс 1 подкласс по Кеннеди

Рис. 8. Подклассы III класса дефектов зубных рядов по Кеннеди (шестое и седьмое правило Applegate).

IV класс 3 подкласс по Кеннеди
IV класс 2 подкласс по Кеннеди
IV класс 1 подкласс по Кеннеди
IV класс по Кеннеди

Рис. 9. Восьмое правило Applegate – у IV класса дефектов зубных рядов по Кеннеди подклассов нет. Это создает трудности для выбора конструкции зубного

Рис.10. Подклассы IV класса по Кеннеди дефектов зубных рядов

(модификация авторов). Наличие подклассов в данном классе позволяет четко обосновать использование съемных и несъемных зубных протезов.

Читайте также:  Как работают брекеты: плюсы и минусы конструкции для взрослых, для чего нужны?

Первоначально, классификация Кеннеди предназначалась для характеристики дефектов зубных рядов восстанавливаемых с помощью бюгельных протезов. В последнее время, она используется для характеристики стоматологического статуса и при протезировании мостовидными протезами.

Это обстоятельство требует пересмотреть восьмое правило Applegate. В настоящее время, следует рассматривать в IV классе подклассы дефектов (Рис. 10)

Т.С. Абакаров указывает, что классификация Кеннеди является наиболее приемлемой, проверенной на практике в течении продолжительного времени и общепринятой. Пользуясь этой классификацией, можно быстро сделать выбор между протезом с опорой на два зуба, по типу мостовидного протеза (при дефектах III класса) и с опорой на зубы, слизистую оболочку и подлежащую кость (при дефектах I класса). Это наиболее удобная и, наверное, единственная международная классификация.

Классификация Кеннеди, как и другие анатомо-топографические классификации, не дает представление о функциональном состоянии зубных рядов, что важно для выбора конструкции кламмеров и способа распределения, через них нагрузки между опорными зубами и слизистой оболочкой альвеолярного отростка.

Kennedy классифицирует дефекты только одного зубного ряда и при выборе конструкции протеза не учитывает вида дефектов на противоположной челюсти и окклюзионного соотношения оставшихся групп зубов. Функциональное соотношение зубных рядов при различных классах дефектов не одинаково и, в зависимости от их сочетания на верхней и нижней челюсти после протезирования, создается новое функциональное соотношение зубных рядов. Оно может быть благоприятным или неблагоприятным в отношении распределения нагрузки, падающей на опорные ткани.

Учитывая эти обстоятельства, следует учитывать и использовать классификации, основанные на величине и топографии дефекта зубного ряда.

Для облегчения конструирования бюгельного протеза С.С. Березовским (1975), разработана классификация частичных дефектов зубных рядов, в основу которой положено количество зубов, ограничивающих большие дефекты, расположенные на обеих половинах челюсти.

Клиническая основа данной классификации заключается в том, что зубы ограничивающие дефекты, являются опорными, и поэтому схематически определяют общие черты протеза. Окончательную конструкцию съемного протеза необходимо выбрать после объективного обследования опорных тканей и определения общего состояния организма.

Согласно предложенной Березовским классификации, дефекты делятся на 4 класса, которые и увязываются с классификацией Кеннеди (Рис.11).

I класс. Дефект зубного ряда ограничен одним зубом – непрерывный укороченный зубной ряд без дистальной опоры ( по Кеннеди II класс).

II класс. Два дефекта ограничены двумя зубами – укороченный зубной ряд с двусторонними дефектами без дистальной опоры ( по Кеннеди I класс).

III класс. Два дефекта ограничены тремя зубами – двусторонние дефекты, ограниченные тремя зубами, один дефект без дистальной опоры ( по Кенеди – II класс, I подкласс ).

IV класс. Два дефекта, ограничены четырьмя зубами – двусторонние дефекты с дистальными опорами ( по Кеннеди III класс, I подкласс).

При наличии, кроме основных, дополнительных дефектов – эти случаи составляют подкласс основного класса. Так, при отсутствии передних зубов при наличии боковых является также II классом, но с дистальной опорой, а следовательно, и конструкция протеза при этом будет другой.

Рис.11. Классификация дефектов зубных рядов по Березовскому.

III класс по Березовскому
IV класс по Березовскому

Е.И. Гавриловым (1968) предложена классификация дефектов зубных рядов. Согласно ей, различают четыре группы дефектов:

I группа – Концевые (односторонние и двусторонние) дефекты.

II группа – Включенные (боковые – односторонние, двусторонние и передние) дефекты.

III группа – Комбинированные.

IV группа – Дефекты при одиночно сохранившихся зубах.

Эта классификация отличается от ранее предложенных тем, что выделяет челюсти с одиночно сохранившимися зубами. По этой причине следует обязательно применять ее в практической диагностике. Подготовка и методика протезирования этих дефектов имеют особенности, что делает целесообразным выделить группу данных в отдельную группу.

Дата добавления: 2014-11-10 ; просмотров: 39041 . Нарушение авторских прав

Классификация дефектов зубных рядов по Кеннеди: таблица классов и подклассов

В. А. Клемин, Ю. А. Васькова, В. Н. Арендарюк

Первоначально классификация Кеннеди предназначалась для характеристики дефектов зубных рядов, восстанавливаемых с помощью бюгельных протезов. В последнее время она используется для характеристики стоматологического статуса и при протезировании мостовидными протезами.

Это обстоятельство требует пересмотреть восьмое правило Applegate. В настоящее время следует рассматривать в IV классе подклассы дефектов (рис. 10)

Т. С. Абакаров указывает, что классификация Кеннеди является наиболее приемлемой, проверенной на практике в течение продолжительного времени и общепринятой. Пользуясь этой классификацией, можно быстро сделать выбор между протезом с опорой на два зуба, по типу мостовидного протеза (при дефектах III класса) и с опорой на зубы, слизистую оболочку и подлежащую кость (при дефектах I класса). Это наиболее удобная и, наверное, единственная международная классификация.

Классификация Кеннеди, как и другие анатомо-топографические классификации, не дает представления о функциональном состоянии зубных рядов, что важно для выбора конструкции кламмеров и способа распределения, через них нагрузки между опорными зубами и слизистой оболочкой альвеолярного отростка.

Kennedy классифицирует дефекты только одного зубного ряда и при выборе конструкции протеза не учитывает вида дефектов на противоположной челюсти а также окклюзионного соотношения оставшихся групп зубов. Функциональное соотношение зубных рядов при различных классах дефектов не одинаково и, в зависимости от их сочетания на верхней и нижней челюсти после протезирования, создается новое функциональное соотношение зубных рядов. Оно может быть благоприятным или неблагоприятным в отношении распределения нагрузки, падающей на опорные ткани.

Учитывая эти обстоятельства, следует учитывать и использовать классификации, основанные на величине и топографии дефекта зубного ряда.

Для облегчения конструирования бюгельного протеза С. С. Березовским (1975) разработана классификация частичных дефектов зубных рядов, в основу которой положено количество зубов, ограничивающих большие дефекты, расположенные на обеих половинах челюсти.

Клиническая основа данной классификации заключается в том, что зубы, ограничивающие дефекты, являются опорными, и поэтому схематически определяют общие черты протеза. Окончательную конструкцию съемного протеза необходимо выбрать после объективного обследования опорных тканей и определения общего состояния организма.

Согласно предложенной Березовским классификации, дефекты делятся на 4 класса, которые и увязываются с классификацией Кеннеди (рис.11).

I класс. Дефект зубного ряда ограничен одним зубом — непрерывный укороченный зубной ряд без дистальной опоры (по Кеннеди — II класс).

II класс . Два дефекта ограничены двумя зубами — укороченный зубной ряд с двусторонними дефектами без дистальной опоры (по Кеннеди — I класс).

III класс . Два дефекта ограничены тремя зубами — двусторонние дефекты, ограниченные тремя зубами, один дефект без дистальной опоры (по Кенеди — II класс, I подкласс).

IV класс . Два дефекта ограничены четырьмя зубами — двусторонние дефекты с дистальными опорами (по Кеннеди III класс, I подкласс).

Рис. 1.
Подклассы I класса дефектов зубных рядов по Кеннеди (шес-
тое и седьмое правило Applegate). а — I класс по Кеннеди;
б — I класс, 1 подкласс по Кеннеди; в — I класс, 2 подкласс
по Кеннеди; г — I класс, 3 подкласс по Кеннеди; д — I класс,
4 подкласс по Кеннеди

Рис. 2.
Подклассы II класса дефектов зубных рядов по Кеннеди (шес-
тое и седьмое правило Applegate). а — II класс по Кеннеди;
б — II класс, 1 подкласс по Кеннеди; в — II класс, 2 подкласс
по Кеннеди; г — II класс, 3 подкласс по Кеннеди; д — II класс,
4 подкласс по Кеннеди

Рис. 3.
Подклассы III класса дефектов зубных рядов по Кеннеди
(шестое и седьмое правило Applegate). а — III класс по Кен-
неди; б —III класс, 1 подкласс по Кеннеди; в — III класс,
2 подкласс по Кеннеди; г — III класс, 3 подкласс по Кеннеди;
д — III класс, 4 подкласс по Кеннеди

Рис. 4.
Восьмое правило Applegate — у IV класса дефектов зубных
рядов по Кеннеди подклассов нет. Это создает трудности для
выбора конструкции зубного протеза

Рис. 5.
Подклассы IV класса по Кеннеди дефектов зубных рядов
(модификация авторов). Наличие подклассов в данном
классе позволяет четко обосновать использование
съемных и несъемных зубных протезов. а — IV класс
по Кеннеди; б — IV класс, 1 подкласс по Кеннеди;
в — IV класс, 2 подкласс по Кеннеди; г — IV класс, 3 подкласс
по Кеннеди

Рис. 6.
Классификация дефектов зубных рядов по Березовскому.
а — I класс по Березовскому; б — II класс по Березовскому;
в — III класс по Березовскому; г — IV класс по Березовскому

Рис. 8.
Выбор плана ортопедического лечения в зависимости от
класса и подкласса дефекта зубных рядов по Бетельману.
а — 1 класс, 1 подкласс по Бетельману; б — 1 класс, 2 под-
класс по Бетельману; в — 2 класс, 1 подкласс по Бетельману;
г — 2 класс, 2 подкласс по Бетельману

Рис. 7.
Классификация дефектов зубных рядов по Бетельману

При наличии, кроме основных, дополнительных дефектов — эти случаи составляют подкласс основного класса. Так, при отсутствии передних зубов при наличии боковых является также II классом, но с дистальной опорой, а следовательно, и конструкция протеза при этом будет другой.

Е. И. Гавриловым (1968) предложена классификация дефектов зубных рядов. Согласно ей, различают четыре группы дефектов:

I группа — концевые (односторонние и двусторонние) дефекты.

II группа — включенные (боковые — односторонние, двусторонние и передние) дефекты.

III группа — комбинированные.

IV группа — дефекты при одиночно сохранившихся зубах.

Эта классификация отличается от ранее предложенных тем, что выделяет челюсти с одиночно сохранившимися зубами. По этой причине следует обязательно применять ее в практической диагностике. Подготовка и методика протезирования этих дефектов имеют особенности, что делает целесообразным выделить группу данных в отдельную группу.

Для оценки дефекта предложены различные классификации.

Классификация дефектов зубных рядов по Бетельману представленна на рис. 7.

Классификация дефектов зубных рядов по Кеннеди

Восстановление утраченных зубов всегда было проблемой для стоматологов. Сегодня врачи делают все возможное, чтобы сохранить каждый зуб, потому как в будущем восстановление этих дефектов может оказаться очень сложной задачей.

Для того, чтобы помочь себе при планировании лечения, врачи-стоматологи создали классификацию, где учтены все клинические ситуации. Таким образом, врач имеет соответствующие протоколы действий и может легко оценить результаты и успешность лечения каждого случая.

Классификация дефектов зубных рядов была создана Эдвардом Кеннеди в 1923 году, и, нынче она известна как классификация по Кеннеди. Ее легко запомнить, она проста и практична. В зависимости от расположения отсутствующих зубов, Кеннеди классифицирует челюсть на 4 основных класса. Эта классификация позволяет обозначить тип будущего протезирования.

Классификация дефектов по Кеннеди

Классификация Кеннеди содержит 4 основные группы:

  • 1 класс по Кеннеди: двусторонние концевые дефекты, расположенные кзади от оставшихся естественных зубов. Класс указывает, что в дистальных участках зубного ряда нет жевательных зубов.
  • 2 класс по Кеннеди: односторонний дефект зубного ряда, расположенные кзади от оставшихся естественных зубов. У пациента отсутствуют жевательные зубы только на одной стороне зубного ряда.
  • 3 класс по Кеннеди: включенный дефект естественных зубов передней или задней областей. Концевой дефект отсутствует из-за наличия опорных жевательных зубов на одной стороне челюсти. Этот класс наиболее часто наблюдается у больных.
  • 4 класс по Кеннеди: включенный дефект фронтального участка. Данный класс встречается довольно редко, но может наблюдаться у больных с заболеваниями пародонта, либо у больных после травмы передних зубов.

1 класс по Кеннеди: двусторонние концевые дефекты

2 класс по Кеннеди: односторонние концевые дефекты

3 класс по Кеннеди: включенный дефект в боковом отделе

4 класс по Кеннеди: включенный дефект переднего отдела

В 1954 году классификация Кеннеди была дополнена (модифицирована) доктором Эпплгейтом (Applegate), который добавил 8 правил:

  1. Классификация должна отражать реальную картину в зубных рядов и не предшествовать удалению зубов.
  2. Если зуб мудрости отсутствует в зубном ряду и он не будет замещаться, тогда в классификации он не учитывается.
  3. Третий моляр учитывается, если он используется как опорный зуб
  4. Если вторые моляры одной челюсти отсутствуют и они не будут замещены, тогда в классификации они игнорируются
  5. Дистальные дефекты всегда служат основой для выбора правильного класса
  6. Дополнительные дефекты зубного ряда называются подклассами и записываются отдельно
  7. Учитывается только количество дефектов, их протяженность не имеет значения
  8. Лишь одни, 4 класс по Кеннеди не имеет подклассов! Все дефекты, которые расположены дистальнее фронтального участка определяют класс дефекта зубного ряда.

Классификация по Кеннеди с подклассами

Классификация по Кеннеди с подклассами

Классификация зубных дефектов по Кеннеди используется только в ортопедической стоматологии, как и созданная позже классификация Бетельмана. Для определения разрушения коронковой части отдельно стоящего зуба используется классификация ИРОПЗ Миликевича, врачи стоматологи-терапевты в клинической практике применяют классификацию Блэка для правильного детализации кариозных процессов.

Дефекты зубных рядов: классификация по Кеннеди. Дефекты зубных рядов Дефекты зубных рядов по кеннеди

Когда нужно классифицирование?

Любой из способов классификации облегчает ортодонту изучение частичной утраты зубов, упрощает ведение документации, позволяет врачам обозначать проблему во время работы. Однако распространенная классификация не способна дать указаний по выбору конструкции, не может отразить конкретную картину нарушений, вида прикуса, здоровья тканей.

Благодаря систематизации ускоряется, уточняется определение дефекта, проясняется выбор направления лечения. Если не учитывать характер патологии, можно навредить функциональности зубов неправильным протезированием.

Тогда нагрузки распределяются неравномерно, ткани и зубы перегружаются, провоцируя появление осложнений. Чтобы исключить развитие событий ортодонты систематизировали патологии, разделив их по классам, подклассам.

Параметры, позволяющие причислить дефект к определенной группе:

  • недостатки структуры единиц челюсти, идущих после клыков,
  • аномалии строения резцов, клыков,
  • патологии задней либо передней части дуги,
  • проблемы с крайними зубами ряда.

Самые распространенные виды систематизации – по Бетельману, Кеннеди, Гаврилову. Названы по фамилии изобретателей. Не сильно популярные способы – по Жулеву, Эйхнеру, Оксману.

Симптомы наличия дефектов

Классификация дефектов по Кеннеди говорит о том, что проблема возникает в результате потери зуба или его развития. Признаки зависят от многих факторов:

  • точного места расположения могут быть боковые или передние зубы на нижней или верхней челюсти);
  • параметров изъяна;
  • вида дефекта (может быть включенным или концевым);
  • структуры прикуса;
  • возраста пациента;
  • состояния десен и присутствующих зубов;
  • времени с момента потери зубов до начала лечения;
  • причины появления дефекта.

Чтобы выявить дефект, необходимо прийти на прием к зубному врачу, который проведет осмотр и определит проблему. Основными жалобами со стороны пациентов, которые заставляют людей идти к врачу, являются:

  • нарушения прикуса;
  • отсутствие возможности полноценно пережевывать пищу;
  • деформация челюстной кости;
  • в некоторых случаях нарушения дикции.

Устранение дефекта зависит от группы заболевания, для чего нужно использовать определенную схему, и чаще всего используется классификация по Кеннеди. Перед протезированием или имплантацией дантист обязательно проводит профессиональную чистку зубов, во время которой устраняет кариес и ликвидирует любые воспалительные процессы.

Классификация Кеннеди

Американский стоматолог Эдуард Кеннеди был революционером проведения операций, призванных устранить нарушения прикуса. Накопленный опыт позволил ему в 1921 г. разработать классификацию встречающихся аномалий, выделив 4 класса и 3 подкласса:

  • 1 класс. Отсутствие жевательных зубов по обеим сторонам дуги. Подклассы различают 3 варианта развития ситуации. Первый – кроме отсутствия моляров, не хватает еще 1 зуба. Второй – отсутствуют моляры и зубы в 2 местах. Третий – кроме моляров, нет зубов в 3 разных местах. Основной способ лечения аномалий этой группы – приспособления с лабильным креплением,
  • 2 класс. Односторонний дефект, потеря дистальной опоры. Предусмотрены 3 подкласса, аналогичные предыдущему. Коррекция таких дефектов осуществляется протезами с палатинальной фиксацией (на стороне здоровых зубов) и приспособлением с лабильным креплением (на участке с дефектом),
  • 3 класс. Односторонняя проблема, присутствие дистальной опоры. Подклассы те же, что указаны выше. Оптимальным протезом становится мостовидная съемная конструкция, которая крепится кламмерами,
  • 4 класс. Относятся клинические ситуации, когда у пациента нет передних зубов. Устраняется проблема установкой протеза с опорными кламмерами.

Систематизация по Эйхнеру

Более простой вариант деления аномального зубочелюстного развития, нежели предыдущий. Эйхнер выдвинул предположение, что в зубной дуге человека присутствуют четыре так называемые защитные зоны, имеющие названия моляров и премоляров для правой и левой сторон. Именно они ответственны за удержание межальвеолярной высоты.

В случае дефектов с зубами, их можно поделить три такие группы:

  • первая группа А
    – включает ряды, которые имеют зубы-антагонисты во всех четырех премолярных и молярных зонах;
  • вторая группа В
    – в некоторых защитных зонах зубы отсутствуют, это может касаться как одной зоны, так и сразу нескольких;
  • третья группа С
    – во всех 3-х зонах зубы-антагонисты потеряны.

Система Гаврилова

Е.И. Гаврилов – доктор медицинских наук, видный научный деятель Советского Союза. Задачей он ставил не только возвращение эстетики зубному ряду, но и функциональности, распределения нагрузки по всем участкам челюсти. Систематизация, разработанная Гавриловым, определяет детальное описание проблемы, что помогает врачу определить схему лечения. Ученый систематизировал проблемы по 7 группам.

Испытываете ли волнение перед визитом к стоматологу?ДаНет

I класс. Сюда относят дефекты с правой, левой стороны конца зубной дуги.

  • бюгельный протез с литыми кламмерами аккуратно воздействует на зубы, выполняющие функцию опоры,
  • съемный частичный пластинчатый протез. Есть недостатки – слабая фиксация, вероятность опрокидывания во время еды из-за односторонней нагрузки,
  • протезирование с имплантами – несъемный протез, восстанавливающий функциональность челюстей без нагрузок. Если нет противопоказаний, то этот вариант считается лучшим.

II класс. К этой группе относятся дефекты, когда дистальная опора одной из челюстей утрачена. Варианты протезирования подбираются аналогично состояниям. Двустороннее наличие проблем у концов челюстей обеспечивает фиксацию съемного протеза, нагрузка равномерно распределяется по ряду. Во время выбора конструкций останавливаются на бюгельном протезе, когда речь идет о проблемах верхней челюсти. Благодаря металлической дуге удается снизить габариты пластинки, а небо остается открытым.

При состояниях, относящихся к этой группе, можно выбрать несъемное протезирование. Такая методика восстановления функциональности челюсти допустима при установке имплантов. Для ситуаций, когда зубы давно утрачены, лечения не было, признаком становится дефицит костной ткани. Технологии позволяют провести операцию по ее наращиванию. Если нет противопоказаний, а гигиенические навыки удовлетворительные, то протезирование с помощью имплантов будет эффективным решением задачи, чем съемные конструкции.

III класс. К этой группе относятся дефекты, сопровождающееся отсутствием моляров, при условии, что крайний моляр сохранился.

Восстановить зубной ряд можно съемными, несъемными протезами таких видов:

  • бюгельный протез съемного типа. Хороший вариант, но не комфортный. Недостатки обусловлены тем, что конструкция снимается, а при одностороннем эффекте опрокидывается,
  • мостовидная конструкция, одна из опор которой фиксируется на жевательном зубе. Это недорогой вариант протезирования. К достоинствам метода относят надежность фиксации, к недостаткам – нагрузку опор. Противопоказаниями к выбору моста становятся болезни пародонта, подвижность зубных единиц,
  • лидирующие позиции занимает имплантация. Этот способ обеспечивает максимум комфорта, физиологичность, идентичную натуральной. Исключена нагрузка опорных зубов, здоровые ткани нет нужды стачивать, зато жевательная, эстетическая функция полностью восстанавливаются.

IV класс. К такой группе относят состояния, когда боковые секции имеют изъяны, но дистальные опоры сохранены. Варианты устранения проблемы аналогичны указанным выше, но бюгельные протезы уже не имеют недостатков, поскольку здесь нагрузка равномерно распределяется по всем зубам.

V класс. Включает состояния, при которых на передней части души отсутствует сразу несколько единиц. Восстановить зубной ряд помогут мостовидные, съемные протезы. Чтобы обеспечить им надежную фиксацию, задействуют кламмеры. Такие крепления заметны на зубах, поэтому эстетичность будет не на высоте. Учитывая, что речь идет о зубах, участвующих в улыбке, отдавать предпочтение такому способу лечения не следует. Мосты при наличии прочных опор обеспечивают отличную функциональность, но смотрятся некрасиво, особенно, если присутствует зазор между десной и шейкой искусственной коронки.

В отличие от предыдущих способов лечения, импланты практически не имеют недостатков (за исключением цены). Они способны вернуть утраченную эстетику, жевательную функцию. Предпочтительной становится одномоментная имплантация, при которой зуб удаляется, на его место сразу устанавливается искусственный корень. Это позволяет сохранить форму десны, количество костной ткани челюсти, создаются оптимальные условия заживления раны. Полученный результат по эстетическим показателям не имеет равных.

VI класс. Сюда относят комбинированные дефекты. Планирование выполняется с учетом выявленных проблем.

VII класс. Последняя группа, куда относятся все патологии, при которых во рту остался всего один зуб.

Систематизация по Гаврилову применяется ортодонтами, позволяет выбрать оптимальную конструкцию для протезирования в широком разнообразии состояний. Потом одиночно расположенные зубы использовались в качестве опоры съемных протезов. Распространена такая практика была в отношении проблем нижней челюсти.

Благодаря имплантации больше нет необходимости сохранять зуб, если для этого мало оснований. Импланты способны стать опорой под разные ортодонтические конструкции при наличии одиночных зубов, при полной адентии.

Классификация Бетельмана

Бетельман разработал вид систематизации, позволяющей подобрать зубной протез при стоматологических проблемах. Его классификация подразумевает разделение отклонений на 2 класса, в каждом – 2 подкласса.

I класс. Относят состояния, когда выявляются концевые дефекты (нет моляров, начиная с 5 либо 6 единицы и до конца челюсти). Если проблемы локализуются на одной стороне дуги, их относят к I подклассу, если с обеих сторон – ко II подклассу.

II класс. К этой группе стоматологических проблем относят отсутствие коронок в любом месте зубной дуги. Различают 2 подкласса:

  • Состояния, при которых выявляется 1 и больше включенных дефектов, при этом один проблемный участок включает до 3 недостающих единиц.
  • Наличие 1 и больше включенных изъянов, при этом дефект включает более 3 недостающих единиц.

Промежутки в зубных рядах

Дефектом зубной дуги считается – нарушения целостности ряда, в котором недостает от одного до 13 зубов. Определяют три разновидности дефектов, по возрастанию:

  1. небольшие дефекты характеризуются отсутствием до трех зубов кряду;
  2. средние дефекты — потеря от трех до шести зубов в ряду;
  3. большими считается нехватка более шести штук;

Включенным – называют промежуток, в ряду локализованных с обеих сторон сохранившимися зубами.

Концевой – отсутствие зубов в дуге, ограниченное только с одной стороны. Оба вида встречаются как на нижней челюсти, так и на верхней.

Классификация Жулева

Е.Н. Жулев – профессор, представитель медицинской академии Н. Новгорода. Систематизацию зубочелюстных проблем Жулев представит в 1989 г. Суть сводится к распределению патологий на 5 групп (классов):

  • Ямки, впадинки, полости в фиссурах.
  • Ямки на резцах, полости в фиссурах.
  • Полости на поверхности резцов и боковых зубов.
  • Полости в придесневой, пришеечной области.
  • Комбинированные аномалии, включающие признаки, указанные выше.

Помимо перечисленных, есть известные систематизации дефектов зубных рядов, но они используются реже.

Способы профилактики

Взрослый человек может самостоятельно предпринимать меры, позволяющие предупредить появление дефектов, диагностировать которые поможет классификация по Кеннеди. Главным врагом в данной ситуации является кариес, поэтому необходима адекватная гигиена полости рта и регулярное посещение дантиста. Это касается и детей. Родители могут игнорировать гигиену полости рта ребенка с молочными зубами, поскольку считают, что они все равно выпадут и в уходе не нуждаются. Но это не так. Также при обнаружении и их необходимо вовремя лечить. Игнорирование любых проблем в ротовой полости может усугубить ситуацию и привести к потере зуба.

Классификация дефектов зубных рядов по Кеннеди и Гаврилову. Из классификации зубной адентии была принята классификация, предложенная в 1923 г. J. Kennedi. По Кеннеди классификация зубных рядов с дефектами — включает четыре класса. Классификация дефектов зубного ряда Kenedy оригинальна, однако не лишена недостатков: обширна, но все же не охватывает всего разнообразия дефектов. Особенность двусторонних концевых протезов состоит в том, что мнимый недостаток классификации Кеннеди становится преимуществом.

Классификация зубных рядов с дефектами по Кеннеди

Кеннеди (Eduard Kennedy -американский дентальный хирург) классификация зубных рядов с дефектами — включает четыре класса. К первому относятся зубные ряды с двусторонними концевыми дефектами, ко второму — зубные ряды с односторонними концевыми дефектами, к третьему -зубные ряды с односторонним включенным дефектом в боковом отделе, к четвертому — зубные ряды с включенными дефектами переднего отдела. Если зубной ряд имеет несколько изъянов, относящихся к разным классам, его относят к меньшему по порядку классу (1923).

Классификация дефектов зубных рядов по Кеннеди и Гаврилову

Для зубных врачей основной проблемой всегда было восстановление зубов. В современных условиях стоматологи стараются сохранять каждый зуб, так как впоследствии их восстановление может оказаться непосильной проблемой. Для улучшения планирования лечения стоматологи разработали классификацию с разными клиническими обстоятельствами. Благодаря этому зубной врач может с лёгкостью определить успех терапии и обладает определёнными протоколами действий.

В 1923 году Э. Кеннеди создал классификацию недостатков рядов зубов. На сегодняшний день она является общеизвестной и называется классификация по Кеннеди. Её основным плюсом является практичность и доступность. Кеннеди делит челюсть на четыре главных класса в зависимости от нахождения недостающих зубов. Данный вид классификации помогает определить тип предстоящего протезирования.

Необходимость классифицирования

В XIX веке зубные врачи хотели выработать определённые подходы к изучению главных видов недостатков зубных рядов и поиску правильных и действенных видов лечения.

Классификация подбирает правильный вид терапии, а также быстро и точно определяет вид дефекта. Такая задача является важной и сложной по причине того, что при игнорировании характера отклонения можно нарушить правильную работу зубного ряда после протезирования.

Зачастую складывается такая ситуация, что неправильное ортодонтическое лечение приводит к нагрузке на зубной ряд и её неравномерному распределению. Таким образом, происходит перегруз мягких опорных тканей и возникают новые проблемы.

Для того, чтобы добиться максимального эффекта от терапии, стоматологи создали и классифицировали ортодонтические отклонения согласно классам и подклассам.

На сегодняшний день в стоматологии применимы следующие классификации дефектов зубных рядов:

Классификация по Кеннеди

Э. Кеннеди является одним из первых дантистов, который проводил трудные операции с целью коррекции прикуса. Он разделил основные зубные аномалии на четыре класса и три подкласса.

С 1921 года, предложенная им система, считается наиболее востребованной и признанной во всём мире. В первом классе находятся дефекты, связанные с отсутствием жевательных зубов. Главный первый класс включает в себя следующие три подкласса:

  • отсутствие зубов ещё в одном месте;
  • отсутствие зубов в двух местах;
  • отсутствие зубов в трёх местах.

Основным способом протезирования для терапии отклонения от нормы считается лабильное крепление, в котором есть определённые устройства для крепления отсутствующих зубов.

Во второй класс входит наличие дефекта с утратой опоры дистальной. Подклассы являются аналогичными с предыдущими. Наилучшим методом коррекции является применение протеза со стороны здоровых зубов и со стороны дефекта.

В третий класс входят односторонние нарушения с дистальной опорой. Подклассы являются аналогичными. Наилучшей конструкцией для терапии является мостовидный протез разъёмной конструкции с опорными кламмерами.

В четвёртом классе отсутствуют подклассы. К нему относят случаи с отсутствием передних зубов, которые расположены во фронтальной части. Наилучшим способом лечения является установка протеза мостовидного с кламмерами опоры.

Классификация дефектов зубных рядов по Кеннеди является доступной и широко используемой в терапии по всему миру.

Классификация по Гаврилову

Евгений Иванович Гаврилов— это доктор медицинских наук СССР, разработавший систему классификации дефектов рядов зубов. Он ставил перед собой задачу достичь восстановление функциональности зубов и верной нагрузки среди частей зубного ряда. Система Гаврилова включает в себя следующие дефекты:

  • Дефекты передних зубов;
  • Двусторонние и односторонние зубные ряды с проблемами на их концах;
  • Практически полная адентия;
  • Двусторонние и односторонние ряды с боковыми дефектами;
  • Совмещённый вариант дефектов.

Классификация по Кеннеди и по Гаврилову

1 класс по Гаврилову- 2 класс по Кеннеди

По причине отсутствия дистальной опоры изготовление несъёмного протеза является невозможным из-за отсутствия фиксации. Искусственная коронка в консольной конструкции служит недолго и приводит к выпадению опоры. В таком случае вероятны такие методы лечения? как:

  • Бюгельное протезирование;
  • Протезирование по принципу зуб-имплант.

Такие методы помогают восстановить эффективность жевания и снижают нагрузку на здоровые зубы.

1 класс по Кеннеди-2 класс по Гаврилову

Применяют аналогичные способы протезирования. В двусторонних концевых дефектах функция и фиксирование протезов является лучшим из-за одинаковой нагрузки с обеих сторон. Если стоит выбор конструкции, то бюгельный протез является предпочтительнее. Благодаря металлической дуге происходит уменьшение размера пластины, а нёбо остаётся открытым.

Протезирование такого типа вероятно при применении имплантов. При недостатке ткани, её возможно нарастить при помощи определённой операции.

3 класс по Кеннеди- 3 класс по Гаврилову

В данном случае восстанавливают дефекты несъёмными и съёмными конструкциями. Выделяют следующие способы:

  • съёмный бюгельный протез, который является недостаточно комфортным, но жизнеспособным;
  • бюджетным вариантом является мост с опорой на зубы. Его плюсом является несъёмная конструкция, а минусом является сильная нагрузка;
  • наиболее комфортным вариантов является установка имплантов из-за отсутствия необходимости обтачивания и нагрузки на опорные зубы.

3 класс по Кеннеди- 4 класс по Гаврилову

Способы являются аналогичными, однако протезы бюгельные становятся в один ряд по уровню комфорта и функциональности с несъёмными конструкциями по причине их правильного распределения нагрузки.

4 класс по Кеннеди- 5 класс по Гаврилову

Протезы мостовидного или съёмного типа способны возобновить функции утраченных зубов при помощи кламмеров. Их основным недостатком является явная видимость, а это не является эстетичным. Протезы мостовидного типа являются удовлетворительными. Наиболее эстетическими конструкциями являются имплантаты, которые абсолютно восстанавливают функцию жевания, а также эстетику.

6 класс по Гаврилову

Строго индивидуальным является планирование при комбинированных проблемах зубов. Данный вид классификации у Кеннеди не показан.

7 класс по Гаврилову

Данный тип дефектов зубов у Кеннеди причисляют к концевым двусторонним. План терапии и проявления клинические в описанных случаях вполне могут отличаться. В виде опоры для фиксирования протеза предлагалось использовать одиноко стоящие зубы. Благодаря внедрению имплантации необходимость сохранения последнего зуба отпала. Протезирование такого вида происходит благодаря имплантатам.

Таким образом, классификация Кеннеди является классической для ортопедической стоматологии, так как здесь дефекты ряда зубов подразделяются на четыре класса. Однако к одному классу необходимо относить отсутствие пары зубов с двух или с одной стороны, а это не является удобным на практике. Таким образом, многие зубные врачи применяют подробную классификацию Гаврилова. Данные системы имеют разную нумерацию, поэтому при постановке диагноза стоматологу необходимо указать применимую классификацию.

Читайте также:  Брекеты до и после лечения - исправление неправильного прикуса, фото
Ссылка на основную публикацию